Отличие Таинств от обрядов


Священное Писание Ветхого Завета раскрывает радикальные и необратимые изменения человека в грехопадении, его неизмеримое удаление от Бога и от спасения после грехопадения. Пропасть между человеком и Богом показана в Книге Иова: «... Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас ...» (Иов. 9:33). Священное Писание Нового Завета являет нам истины, которые были открыты для человека после Боговоплощения. В Евангелии Господь Иисус Христос дает человеку Свои заповеди, которые направляют нас к нашему спасению: «... кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек ...» (Ин. 8:51). Также в Своих заповедях Господь устанавливает и Таинства.

Что такое Таинство? В чем различие Таинства и обряда?

В христианской богословской традиции термином «таинство» можно глубоко и всеобъемлюще определить Божественное Домостроительство Спасения человеческого рода: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Таинством также называется особое незримое промыслительное воздействие Божественной благодати на человека, с целью максимального освящения человеческого естества, посредством видимых священнодействий. Под Таинством понимается и само естество Христовой Церкви, членом которой становится каждая человеческая личность при посредстве Таинств. Вне Таинств невозможно усвоение святого содержания жизни, ведущей в Царство Божие, такой жизни, которая наполнена Божественным Светом (1 Ин. 1:5), являющимся нам в Таинствах.  

Таинство – это незримое духовное действие, которое сопровождается зримой вещественной обрядовой составляющей. Соответственно, обряд – это материальная видимая форма реализации Таинства в Церкви. Потому Таинства воздействуют на душу и тело христианина в полноте его естества и в духовном, и в материальном планах. По сути, обряд символичен, и в богословии он осуществляет живую взаимосвязь между Божественной и человеческой реальностями.

Термин «Обряд» имеет два основных значения: 

  • Это порядок совершения, как Таинства, так и другого церковного богослужения. Более подробно, это чинопоследование церковной службы, с особенностями, символическими действиями, молитвами и пр.
  • Это целостное богослужение, которое не относится к семи Таинствам (пр.: молебны, панихиды). 

Типы обрядов: 

  • богослужебные (помазание верующих на утрене освященным маслом, освящение артоса); 
  • связанные с житейскими вопросами (освящение автомобиля, жилища, всякой вещи),
  • символические (совершение крестного знамения), содержащие религиозные идеи, путеводные к Богообщению.

В отличие от обрядов, Таинства дают человеку возможность стать по образу Христа новым человеком (Ефес. 2:15) с иными сущностными свойствами, особыми качествами, не присущими ему ранее. Благодаря Таинствам, верующий приобретает новое духовное состояние, поднимается на мистический уровень христианского бытия. В богословском понимании в Таинствах, в отличие от обрядов, ипостась всякого верующего крестится, живет по заповедям и причащается Святых Даров. Таким образом, посредством Таинств, мы призываемся Церковью к освящению, обожению, мы преображаемся, освящаемся личностно, становясь неповторимой «новой тварью во Христе» (2 Кор. 5:17).


Источники:

  • Малков П.Ю. Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви. Курс лекций, под редакцией протоиерея Владимира Воробьева, Издание 2-е, расширенное и дополненное, - Москва, 2007. Глава I.5.
  • Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава I «Богослужение общественное и частное» /электр. ресурс/.

Пресс-служба храма