В чем состоит значение Боговоплощения
- Подробности
- Категория: Православная вера
- Опубликовано 26.11.2023 19:49
Св. Ириней Лионский, богослов и епископ второго века, был учеником Поликарпа Смирнского. Скончался мученически во время гонения императора Септимия Севера (ок. 202 г.). Писал богословские сочинения о содержании христианской веры, а также труды, направленные против ересей (в защиту христианской мысли). Особый акцент в трудах сщмч. Иринея сделан на антропологический фактор, который при внимательном рассмотрении обнаруживает ядро христианского мировоззрения и богословия, присущих святому. Объясняя Боговоплощение сщмч. Ириней использует признаки человеческой плоти. Говоря о высоком божественном замысле, он оперирует доступными человеку понятиями. По слову Иринея, Бог-Отец Сам соделывает воплощение Христа, Который, будучи по отношению к Богу-Отцу Словом Божиим, определен был стать плотию и человеком, приняв плотское рождение от Девы, живя между людьми, о чем говорит пророк Исаия на примере плотского человека: «…и родит Сына, и вы наречете Его Еммануил; Он будет есть масло и мед; прежде чем Он в состоянии будет узнать и различить злое, Он изберет благое…» (Ис. VІІ: 14 - 15). Истинность воспринятого Христом человечества здесь предуказана через вкушение пищи. Для осуществления замысла о человеке по подобию и образу Божию (Быт. І:26), по мысли св. Иринея, необходимо было воплощение, путем вторичного совершения нового человека посредством подчинения Самого Господа порядку воплощения человеческого рождением от земной Девы по воле и мудрости Божией, и по подобию Своего воплощения воплощению Адама, и чтобы исправить непослушание девы, привнесшее смерть в мир, послушанием Девы, повиновавшейся Слову Божию, и восполнившей утраченную в человеке жизнь. Господь посредством Своего воплощения обретает утраченного человека, восприняв подобие плоти Ветхого Адама. Теперь, Благодаря Боговоплощению, во Христе - в Новом Адаме - возможно восстановление первозданной гармонии человеческой природы. Слово стало плотью, дабы посредством тела, впустившего грех, он был упразднен. Господь одержал победу в борьбе над тем, кто поразил нас в Адаме. Христос воплотился, чтобы все соединить и привести к гармонии и совершенству, стал видимым и осязаемым человеком среди людей, дабы упразднить смерть и даровать жизнь посредством восстановления общения между Богом и человеком. Христос воплотился, «чтобы воскресить всякую плоть и явить спасение», чтобы человек, участвуя в Таинстве евхаристии, в самом реальном, физическом смысле становился причастником Божиим.
В чем состоит подобие Божие в человеке и в чем – образ
Образ Божий в человеке св. Ириней определяет как первозданный образ, происшедший от образа Сына Божия. Подобие Божие – это то, чего достичь призван человек посредством Духа – обожение.
«Ибо над всеми - Отец, а со всеми - Слово, так как чрез Него все произошло от Отца, во всех же нас - Дух, Который взывает: "Авва Отче" (Гал. IV, 6), и приготовляет человека к богоподобию. Дух показывает Слово, и потому пророки возвещали Сына Божия; но Слово дает образ Духу, и поэтому Оно Само - вдохновитель пророков и приводит человека ко Отцу» (Доказательство апостольской проповеди, 5). По образу Слова сотворен человек, Святой Дух помогает человеку достичь богоподобия, придти к Отцу Небесному.
«Но образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собою» (Доказательство апостольской проповеди, 22). Образ Божий происхождения человека берет начало в образе Сына Божия, в воплощении Господь показал в Себе то подобие, которого все призваны достичь.
«…так как Он прежде был у Отца, рожденный прежде всего творения мира, и в конце времен явился всему миру в человеческом образе; чрез это Слово Божие в Себе совершило все, что на небе и на земле» (Доказательство апостольской проповеди, 30). От Отца рожденный прежде сотворения всего, Господь в конце времен воплотился на земле, восприняв образ человека, и таким образом в Себе совершил замысел обо всем.
«…Господь принял этот телесный образ первозданного, чтобы вступить в борьбу за отцов и посредством Адама одержать победу над тем, кто поразил нас в Адаме» (Доказательство апостольской проповеди, 31). Плотский образ первозданного Адама Господь принял на Себя, став Новым Адамом, дабы побороть того, через которого в Ветхом Адаме произошел грех.
«Ибо руками Отца, т.е. через Сына и Духа, человек, а не часть человека, создается по подобию Божию. Душа же и дух могут быть частью человека, но никак не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию» («Против ересей», V. 6:1) Подобие Божие в человеке созидается посредством домостроительства спасения о человеке от Отца через Сына и Духа. Человек – это союз души и тела, потому он уподобляется Богу только вместе с исцеленной во Христе плотью.
«Человек сотворен Словом и Духом - как бы двумя «руками» Божиими - по образу и подобию Божию, способным к участию в божественной жизни. Грехопадение хотя и разорвало связь между человеком и Богом и разрушило подобие, однако не уничтожило образ. Спасение заключается в воссоздании, восстановлении всего нарушенного миропорядка, в том числе и подобия человека Богу» («Против ересей» V, 20:2). Человек, созданный по образу и подобию Божию, утратил по грехопадении подобие, но не образ, и теперь, чтобы спастись, человеку необходимо восстановить связь с Богом для участия в Его божественной богоподобной жизни.
«Образ и подобие» человека Богу следует представлять не в виде отражения или картинки, а в категориях единства, общей жизни, общения или участия» («Против ересей» III, 16:6). Образ и подобие человека Богу есть та единая взаимосвязанная цельность, без которой невозможно совместное божественное общение и существование в вечности.
Из трудов сщмч. Иринея Лионского