ЦАРСКИЕ ВРАТА
- Подробности
- Категория: Православная вера
- Опубликовано 24.04.2024 06:21
ЦАРСКИЕ ВРАТА в двух приделах Никитского храма украшает изображение события «Благовещения Пресвятой Богородицы».
Персоналии: Богоматерь, архангел Гавриил
Страна: Византия, начало 15 века,
Место хранения: Афон, монастырь Ватопед.
Створки Царских врат с изображением «Благовещения» были опилены со всех сторон, что произошло в более позднее время при их переносе на новое место — в алтарную преграду парекклесиона Рождества Богородицы в башне, где располагается библиотека монастыря Ватопед. В сцене Благовещения Богородица изображена стоящей перед престолом без спинки, обращенной к архангелу Гавриилу. В левой руке Она держит пурпурную пряжу и веретено, а правую, спрятанную в складках одежды, нерешительно протягивает вперед в жесте страха и изумления (Лк 1:29—30). Богородица облачена в темносиний гиматий и коричневый мафорий с бахромой и кистями. Слева архангел Гавриил шагает по направлению к Богородице с жестом благословения, возвещая Ей Боговоплощение. На нем синий хитон с оранжевозолотым клавом и оливково-зеленый гиматий. Фон иконы - желтый, нимб архангела — оранжевый, нимб Богородицы — светло-зеленоватый.
На этих Царских вратах воспроизводится иконографический извод Благовещения, наиболее распространенный с X—XI веков, который становится особенно популярным у критских художников XV—XVI веков.
Несмотря на значительные утраты, видно, что фигуры высокие и крепкие, с выявленным объемом тел. Мафорий Богородицы ложится крупными плоскостями, хитон ниспадает тяжелыми вертикальными складками. Одежды архангела Гавриила очень широкие, что усиливает впечатление объемности фигуры, особенно бедер. Складки вычерчены множеством жестких линий и светлых плоскостей с отсветами, что напоминает приемы живописи конца XIV — 1-й четверти XV века.
В широких ликах Богородицы и архангела Гавриила четкие оливково-зеленые тени и гладкие плоскости вохрения с теплым красным тоном на щеках и губах создают мягкую пластическую моделировку объема, которая сочетается с безупречным каллиграфическим рисунком черт ликов и графичной трактовкой положенных в отдельных местах светов и локонов пышных волос архангела.
Типы ликов и техника личного письма, аналогичные образам из «Благовещения», встречаются среди произведений конца XIV— начала XV века. Так, Богородица на ватопедских вратах похожа на Богородицу из Высоцкого чина в Третьяковской галерее, который был прислан из Константинополя в 1387—1395 годы, а архангел Гавриил — на ангелов с иконы Святой Троицы Андрея Рублева, датируемой временем около 1411 или 1425-1427 годами.
Исходя из сказанного выше, можно полагать, что «Благовещение» на Царских вратах из Ватопеда с его торжественным характером, типичными позами, крепкими фигурами с маленькими головками, каллиграфическим рисунком благородных невозмутимых ликов, написанных в классической манере, представляет собой произведение константинопольских мастерских начала XV века того же направления, которое оказало решающее влияние на искусство великого русского иконописца Андрея Рублева.
https://icons.pstgu.ru/icon/5206