НАЧАЛСЯ ВЕЛИКИЙ ПОСТ
- Подробности
- Категория: Новости
- Опубликовано 27.03.2024 13:17
НАЧАЛСЯ ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Богослужения Первой Седмицы Великого Поста.
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис 1:16–18).
Понедельник — начало Святой Четыредесятницы — первый и один из самых строгих дней поста. На приходе были совершены уставные богослужения.
Всесвященное воздержание начнем радостно, сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего: любви светлостью, молитвы блеском, ясностью чистоты, благого мужества силою, чтобы светоносными встретить святое и тридневное Воскресение, озарившее мир нетлением (седален, глас 2).
Особенность великопостной утрени в будние дни Четыредесятницы — употребление в каноне библейских песен, связанных с определенным отрывком из Священного Писания. На великопостной утрене читаются стихи — строки из Писания.
На великопостных часах поются тропари часов со стихами и земными поклонами. На первом часе — «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой»; на третьем — «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися»; на шестом — «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас»; на девятом — «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».
Шестой час отличается чтением на нем паримии из книги пророка Исаии.
Каждый час завершает молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами.
Изобразительны совершаются во все будние дни поста, когда нет Литургии или когда Литургия соединяется с вечерней.
Чин изобразительных начинается с пения Блаженств «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» особенным распевом с прошением в конце: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
По словам святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, «в богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем всё строго продумано. И всё, даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность… Наше богослужение — высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы...».
ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ С ПОКАЯННЫМ КАНОНОМ
Первая седмица Великого поста посвящена началу пути покаяния человеческой души. По вечерам в понедельник, вторник, среду и четверг прочитывается по частям Великий канон преподобного Андрея Критского.
«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», — размышляет преподобный Андрей и начинает с грехопадения Адама — первого падения в роде человеческом, с которым в жизнь людей вошли грех, тление и смерть. Перед нами проходит вереница лиц и событий — великих грешников и великих праведников, имена которых стали нарицательными. Разворачиваются события ветхозаветной истории, вспоминаются новозаветные примеры. Задача одна: показать злосмрадие греха и бесконечное милосердие Божие к кающемуся грешнику, призвать душу человека к покаянию.
Великий канон не просто перечисляет примеры греховных поступков, но соотносит их с душой кающегося, который в себе самом обнаруживает родство в греховном устроении с известными лицами ветхозаветной истории и при внимательном рассмотрении убеждается в том, что в своем ежедневном падении превосходит этих грешников.
Великий покаянный канон прочитывается за вечерним богослужением в первые четыре дня Великого поста по частям и полностью будет прочитан в четверг пятой седмицы.
***
Автор канона — архиепископ Критский Андрей, византийский ритор и гимнограф, «покаяния учитель и преподобных слава», «вселенныя молитвенник» и «отеческая похвала». Родился творец канона в семье благочестивых родителей в середине VII века, четырнадцатилетним отроком ушел в монастырь преподобного Саввы Освященного в Палестине, где многие годы подвизался, проводя строгую подвижническую жизнь. Преподобный Андрей был участником VI Вселенского Собора, вложив изрядный вклад в дело борьбы с ересью монофелитства. К концу жизни монах-подвижник был призван к епископскому служению на острове Крит. Церковь именует его «преизряднейшим таинником покаяния». Действительно, творение преподобного Андрея являет нам такие глубины покаянного духа, которые свидетельствуют о несомненном личном опыте и духовном подвиге самого автора.
Канон этот назван великим не только по объему (в нем 250 тропарей) и грандиозности разворачивающейся перед нами панорамы, охватывающей множество событий и лиц ветхозаветной и новозаветной истории. Великим канон назван по глубине воздействия на душу человека и по силе покаянного чувства, которое внимательное чтение или слышание слов святого пастыря воскрешает в сокрушенной душе кающегося.
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННАЯ
В среду первой седмицы Великого поста Церковь совершает первую Литургию Преждеосвященных Даров. С древних времен Церковь не совершает полной Литургии в дни Великого поста, кроме суббот и воскресных дней. Вместо этого совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается от Литургий свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, освященные на Литургии свт. Василия Великого или свт. Иоанна Златоуста.
***
Дни Великого поста назначены для воздержания и особого покаяния, поэтому совершение в это время полной Литургии — торжественного и радостного богослужения — несовместимо со строгостью поста, ибо тем, кто искренне сокрушается о своих грехах, не свойственно радоваться. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь, являя милосердие немощной природе нашей, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает верующим причащение в дни Святой Четыредесятницы, чтобы долговременным лишением причащения Тела и Крови Господа не лишить нас благодати Христовых Таинств. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по преимуществу по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, сообразно со священными воспоминаниями в эти дни, которые специально назначены Церковью для поста и молитвы, а также в четверг пятой седмицы Святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.
Литургия Преждеосвященных Даров и воспоминание чуда ФЕОДОРА ТИРОНА
22 марта на приходе была совершена Литургия Преждеосвященных Даров. Спасибо всем хозяйкам, кто принес очень красивое коливо!
По заамвонной молитве был совершен молебен и освящено коливо — отваренные зёрна пшеницы с мёдом. Это освящение совершается в память о чуде великомученика Феодора Тирона. Он в 362 году явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали осквернëнную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, а приготовили коливо.
Хотя память великомученика Феодора Тирона совершается в субботу первой седмицы Великого поста, коливо освящают накануне, в пятницу. Это связано с тем, что богослужебный день субботы начинается с вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров в пятницу.
На утрене пятницы 1-й седмицы поста вспоминается восхождение Спасителя на Крест. Богослужебные тексты напоминают о главном оружии против плоти и демонов — силе Крестной.