О браке и семейной жизни. Значение Таинства Брака. Какие тексты Священного Писания являются основополагающими для этого Таинства?


Таинство Брака есть первое древнейшее Таинство, которое  совершилось еще  в Раю, т.е. до грехопадения первых людей. Еще в райском саду оно осуществляется как благодатное Божественное священнодействие, поскольку Сам Бог творит Адаму жену и приводит к нему: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18); «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).  Жену Еву Бог творит с тем, чтобы она стала «помощницей», соответственной мужу Адаму в смысле восполнения обоих в бытии.

В Евангельском повествовании установление Таинства Брака связывают с посещением Господом брачного пира в Кане Галилейской, где Он претворил воду в вино (Ин. 2:1-10). Вода и вино в чуде на браке в Кане, устанавливают связь с Таинством Евхаристии и Голгофской Жертвой. По мысли блж. Августина, Господь Своим присутствием на браке в Кане Галилейской засвидетельствовал установленное Им Самим брачное Таинство в раю.  

В разговоре с фарисеями Христос напоминает слово из книги Бытия о том, что: «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их и сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4-6).  Этот  текст является основополагающим для Таинства Брака, который в церковной традиции называют таинством любви. Поскольку «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8), то и всякая любовь должна осуществляется в Боге, во Христе, чтобы усвоить подлинную ценность. В христианском Браке взаимная устремленность любви Бога и человека реализуется в единстве любви земной и небесной. Посредством брака нам открыты особенные пути для соединения человека с Самим Божеством, поскольку Господь, устанавливал в раю Таинство брака в единстве Тройческой промыслительной деятельности о судьбе людей. В браке реализуется не только призвание человека к  деторождению («плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28)), мы знаем случаи бездетности в браке, поэтому главное призвание человека к святости, к обожению, осуществляется в браке при посредстве единства трех любящих лиц, один из которых Сам Христос. Поэтому полнота единения в Таинстве брака часто сравнивается с единством всех Лиц Пресвятой Троицы.

Первый райский Брак стал святыней, поскольку изначально в Божественном предведении стал прообразом новозаветного союза Христа и Церкви, подобно как во время сна Адама из ребра мужа была создана жена, также во время Крестной смерти Христа из прободенного ребра (крови и воды) Его образовалась Церковь Христова. Подобно  призыву да «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью», так Христос оставляет престол Отца Своего, чтобы придти к невесте – Церкви Своей. Во всей полноте непреложный брачный союз Христа и Его Церкви откроется в Царстве Небесном: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» (Откр. 19:7-9).

Брак, семья - это малая Церковь, где особо присутствует божественная благодать: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Возвращаясь к упоминаемым событиям в Кане Галилейской, можно сказать, что Своим посещением и заботой о брачующихся Господь освятил брак как богоугодный и радостный союз двух людей, но союз как духовное единство в Боге.

Основание учения о Браке мы находим и в апостольских Посланиях. Значимым здесь является богословие Брака. Брак христианский, освященный церковью должен быть «честен», и супружеское ложе – «непорочно» (Евр. 13:4). Такой Брак освящает и очищает человека, почему его можно уподобить брачному союзу Христа и Церкви, т.е. супружеский союз мужа и жены омывает грех «банею водною» (Ефес. 5:22-33) – в этих словах апостола: «Братья, благодарите всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, подчиняясь друг другу в страхе Христовом...» мы видим сущность и высоту христианского брака, нам указаны основные  обязанности супругов, первоначальное установление брака.

Брак способен оказаться святым, приводящим человека к состоянию богообщения, когда физические отношения супругов переходят на новую ступень, когда осуществляется их единство в Боге. По словам свт. Иоанна Златоуста, брак может быть спасительной пристанью, вследствие чистоты помыслов и тел, или же кораблекрушением, вследствие нечистоты произволений и помыслов в телах сочетающихся, в душевных устремлениях.  По мысли свт. Климента Александрийского, брак можно сравнить с вкушением первыми людьми райских плодов,  так  для супругов плодом вкушения плодов с Древа Жизни может стать опыт истинного богопознания, а может оказаться приобщением греху вкушение плодов Древа познания добра и зла. Чтобы плод был спасительный, супругам необходимо соблюдать заповеди Божии, подлинную христианскую чистоту. Поэтому Таинство Брака, как и всякое Таинство, есть действие особой Божественной благодати, происходящей от Бога и приводящей к Нему, соединяя христианина с Творцом. Так, в этом Таинстве брачующиеся призываются приобщиться к жизни небесной, и потому Брак предстает здесь не удовлетворением естественных физических побуждений, а как уникальный союз двух людей, совместно превосходящих ограниченность своей человеческой природы, что выражается в особом духовном единстве троих – мужа, жены и соединяющего их Бога.

Христианский брак продолжается в вечности, как вечный духовный союз любви. Поэтому  для духовной верности важны и слова Христа о том, что измена в помышлениях уже грех: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28). Конечно, в Царстве Божием не будет места физическим брачным отношениям, по слову Христа: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). Наши тела изменятся, преобразятся после всеобщего воскресения мертвых, и тогда единство супругов будет выражено в совместной полной вечной духовной радости. Поэтому в духовном смысле, именно Брак есть эсхатологический идеал теснейшего союза людей со Христом и во Христе.

Исходя из высоты предназначения Таинства брака, Церковь выражает отрицательное отношение  к разводам: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6);  «всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует; и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18). По слову апостола Павла, брак, как икона союза Христа с Церковью, так же свят по своему образу: нерасторжим богодарованный Брак двух любящих христиан: «восприми венцы их в Царствии Твоем нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков» (Требник). О нерушимости брака мы слышим в Нагорной проповеди: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А  Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:31-32) и в беседе с фарисеями (кроме вины любодеяния): «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:3-12), также у  евангелистов Марка (Мк. 10:11-12) и Луки (Лк. 16:18). Православной Церковью, тем не менее, разрешается повторный брак при условии определенных на то оснований (например, прелюбодеяние). Брак считается разрушенным по причине нарушения обетов и, тем самым, целостности единства во Христе.

Важной стороной брачной жизни супругов является, конечно, и рождение детей, вследствие физического супружеского общения, которое рассматривается как благо и доброе дело, по словам Евангельского Откровения о том, что рождение человека есть великая радость (Ин. 16:21). В рождении человека реализуется «художническое» богообразное творчество человека, как благо, установленное и благословленное Церковью в Таинстве Брака. Подобное творчество является сотворчеством человека и Его Создателя, поскольку оно направлено не просто на рождение детей, но посредством их на преображение мира, созидание новых человеческих жизней в разнообразии нашего бытия. Поэтому, по мысли свт. Климента Александрийского, выбор пути вступления в брак является благом по разным причинам: и ради отечества, и ради оставления детей, и ради совершенствования мира, насколько мы к тому способны, и имеем расположение и благоволение Божие.

Источники:

  • Архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика. 7. Брак.
  • Желтов М. (свящ.) Брак и Евхаристия: история православного чина венчания.
  • Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. Глава 4. Таинство Брака.
  • Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 5. Богослужение Таинства Брака.

Пресс-служба храма