Значение и смысл Таинства Евхаристии, особенности совершения этого Таинства в раннехристианских общинах.


Свидетельства Евангелий и Апостольских посланий о Тайной Вечери и Преломлении хлеба.

О Тайной вечери свидетельствуют все четыре евангелиста, а также апостол Павел в первом своем послании к коринфской общине. 

Синоптические Евангелия обращают внимание на хлеб и вино как на Тело и Кровь Христовы, на те слова, которые мы слышим за Божественной литургией. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:29-29; Мк. 14:22-25; Лк. 22: 14-20). Таким образом, действия и слова Господа при установления Таинства Евхаристии отражены в трех синоптических евангелиях и у апостола Павла в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 11:23-25). 

В Евангелии от Иоанна (13 гл.) содержится рассказ о Тайной Вечере, но без описания установления Таинства Евхаристии. Об этом Таинстве евангелист Иоанн нам рассказывает в «беседе о Хлебе Жизни», в которой Господь говорит о значении и смысле Таинства: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.. .Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:51; 53-56). Господь в словах беседы о Хлебе Жизни ясно говорит о том, что Он воскресит в последний день в образе Своей славы всех праведников, которые будут вкушать Плоть и пить Кровь Его, и дарует им вечную жизнь, как обретшим залог Его славы еще здесь на земле – приняв Его в Таинстве Евхаристии, став Плотью и Кровью Его: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Эти слова Спасителя содержат понимание Евхаристии как залога грядущего воскресения христиан. 

Описание деталей Христовой трапезы в горнице говорит не о простом ужине, речь идет о торжественной Пасхальной трапезе. Евангелие от Луки свидетельствует об определенном часе начала трапезы (Лк. 22:14), характерного для еврейской традиции начала Пасхального торжества.  Евангелие от Матфея сообщает нам о том, что участники трапезы отказывались от вилок и ели руками в знак соотнесения себя  обстановке, в которой вкушали Пасху их предки: «опустивший со Мною руку в блюдо» (Мф. 26:30). Также евангелист Матфей дает еще одно указание, свидетельствующее о древней пасхальной традиции - пении псалмов в завершении Пасхальной трапезы: «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:30).

В синоптических евангельских отрывках показано, что во время Тайной Вечери, участвуя в еврейской Пасхальной трапезе, Христос впервые преложил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь, благословляя и преломляя хлеб, и подав его, и чашу с вином Своим ученикам. Отсутствие же агнца за трапезой объясняет апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7). Здесь мы видим взаимосвязь со словами Иоанна Предтечи в Евангелии от Иоанна, назвавшего Христа Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» (Ин. 1:29). Таким образом, Агнцем на Тайной вечере является  Сам Господь, добровольно шедший на заклание, принесший Себя в жертву, во искупление грехов людских для примирения всего человечества с Богом. Этой теме посвящен и отрывок  из Первого Послания апостола Петра: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Петр. 1:18-20). Здесь представлена и вневременность Тайной Вечери, сообщающая о том, что заколение Агнца Божия - Жертвенная смерть Сына Божия, ради искупления человечества – это решение Предвечного Троического Совета, принятого прежде сотворения мира. Нам становится понятным, как  апостолы смогли приобщиться Тела и Крови Христа еще до Его ареста и распятия, это стало возможным благодаря вневременному характеру Таинства Евхаристии. 

Святитель Иоанн Златоуст, исходя из указанного обстоятельства, делает вывод о том, что Христос на Тайной Вечере и Сам пил Свою же Кровь. Здесь, по мнению свт. Иоанна, совершается главное и страшное чудотворное действие - на Тайной Вечери Господь принимает в Себя хлеб и вино, соединяя с Собой и таким образом прелагая их в Евхаристические Дары – в Собственные Тело и Кровь, и после подает уже преложившиеся хлеб и вино, ставшие Его Телом и Кровью, – Своим ученикам. Евангелист Лука сообщает и о том, что Сам Господь за столом Тайной вечери назвал эту трапезу пасхальной: «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22:15). О том, что вкушение пасхи состоялось вечером пятницы в год распятия Христа, сообщает евангелист Иоанн Богослов (Ин. 18:28). 

В Евхаристии реализуется соборный принцип бытия Церкви, в этом Таинстве соединяются все разрозненные в веках и тысячелетиях члены Церкви в единое Тело Христово. Основание этому принципу мы находим в Первом Послании апостола Павла к Коринфянам: «...чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:16-17). Евхаристическую Чашу апостол называет здесь «чашей благословения». По мнению русского литургиста Н. Д. Успенского, Евхаристической чашей за Тайной Вечерей была третья чаша, над которой во время ветхозаветной Пасхальной трапезы древние евреи произносили «зиммун» - торжественные молитвы с многократными благословениями.

«Евхаристия» от греч. - «благодарение», - это Таинство, в котором человеку подается спасительный дар, максимально доступный человеку на земле предел обожения, и в то же время простирающийся в вечность, побуждающий к благодарению Богу за Его величайшую любовь и снисхождение к падшему человечеству. Таинство Евхаристии – это благодарение Церкви Богу за дар, за торжество святости, обретаемое христианами через Причащение Святых Христовых Таин. Таинство Евхаристии есть залог грядущего воскресения и жизни вечной всех православных христиан. Евхаристия всегда единственна, поскольку это та самая Тайная Вечеря Господа с учениками, и каждый человек, молящийся за Божественной литургией, становится участником Пасхальной трапезы Христа с учениками-апостолами  в Сионской горнице, потому что Евхаристия выходит за пределы времени и пространства.

В Евхаристии мы соединяемся со Христом, приемлем в себя Сына Божия, а значит удостаиваемся великого Дара - обожения. Евхаристия – это таинственная бескровная Жертва, единая с принесенной Христом на Голгофе за спасение людей. Господь здесь и Первосвященник, приносящий жертву, и Жертва (Свое человеческое естество Сын Божий приносит Пресвятой Троице), и принимающий Жертву. В Евхаристии Церковь осознает себя Телом Христовым, посредством ее осуществляется и соборность Церкви, когда каждый человек таинственно соединяется с Господом, принимая в себя Плоть и Кровь Иисуса Христа. 

Пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христовы через возношение их и освящение при чтении особой евхаристической молитвы совершается во время Евхаристического канона, анафоры (с греческого - возношу). В Таинстве Евхаристии хлеб и вино действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы, и верующие,  принимая в себя подлинную прославленную человеческую природу Сына Божия, исцеляются и обоживаются. Но здесь важно, чтобы человек был готовым, способным к освящению и стремился освободиться от греха (1 Кор. 11, 29-30), тогда божественная благодать освятит верующего через Святые Дары, способные уничтожить гнездящийся в человеке грех. После приобщения Тела и Крови Христовых верующий необходимо должен стараться соблюдать чистоту и хранить полученный Дар, жить в Боге, становиться деятельным участником Искупительной Жертвы Христовой. 

Участие в Таинстве Евхаристии заповедовал нам Господь (Ин. 6: 53-54, Лк. 22: 19-20, Мф.26: 26-28; 1 Кор. 11: 23-25), причащение Его Тела и Крови необходимо для вечной жизни (Ин. 6:39-48). В апостольских посланиях мы видим связь между Крестной Жертвой, смертью Христовой,  Его Воскресением и Евхаристией. (1 Петр. 1:18-20). Омытие ног (Ин. 13:10) Господь показал нам для примера смирения и любви, но примером высшей истинной любви явилась Крестная смерть Христа за всех людей на земле. Поэтому апостол Павел называет совершение таинства Евхаристии непрестанным напоминанием о спасительной смерти Господа: «Сие творите в мое воспоминание» (1 Кор. 11:24-25).

В раннехристианских общинах трапеза с Преломлением хлеба совершалась обычно в  воскресение по домам (Деян. 2:46), это был первый день начинающейся недели, соотнесенный с восьмым  днем Господним. На таких собраниях собиралось много людей, которым апостолы рассказывали об учении Иисуса Христа, поскольку книги Евангелия тогда не было. Читались ветхозаветные пророчества об Иисусе как истинном Сыне Божием, и совершенные Им действия находили соответствие в Ветхом Завете. За ними прочитывались послания апостолов. Далее апостол  совершал Евхаристию (благодарение) принесенными хлебом и вином в воспоминание о Тайной Вечере, возблагодарив за милость, ниспосланную Господом миру, конечно в первую очередь за те дела, свидетелями которых стали сами апостолы (Деян. 20:7).   Позднее  совершать Евхаристию стали чаще – и в дни памяти мучеников за Христа. 

Хлеб преломлял предстоятель, который после преподавал чашу благословения с вином. Евхаристический Хлеб после благословения преломлялся, поэтому Таинство называлось «преломлением хлеба» (Деян. 2, 8 глл.; Кор. 10 гл.). Преломление хлеба совершалось после совместной трапезы (1 Кор.11:21-22) и молитвы, поэтому сама по себе пища до причащения не ставилась в упрек, но люди стали злоупотреблять подобным совмещением и апостол рекомендовал для возвращения благочестия приходить на собрание после приема пищи дома (Кор. 11 гл.). Миряне причащались даров в отдельности: сначала Тела Христова потом Крови, подобно современному причащению священнослужителей. Тогда еще не было общепринятого текста евхаристических молитв, поэтому молились по Божественному вдохновению. Первая древнейшая дошедшая до нас евхаристическая молитва принадлежит концу I века. В апостольское время литургия начиналась вечером и продолжалась за полночь. Со временем Евхаристия была отделена от общей трапезы и перенесена на утро. К середине II века Таинство Евхаристии обрело определенную схему: чтение евангельских отрывков и апостольских посланий, проповедь, удаление оглашенных, общие молитвы взаимное целование мира, приношение хлеба и вина с водой, пространные молитвы с благодарением Богу за сотворение мира, за Искупление, установительные слова Тайной Вечери, преложение Даров, Причащение. Участвовать в Евхаристии призывались все члены общины, поэтому отказ от совместного евхаристического общения ранних христиан, которые обязаны были помнить о смысле и значении Таинства, был недопустим. В III веке в «Апостольском Предании» появляется развернутая евхаристическая Анафора. К IV-му  веку чинопоследование Евхаристии практически сложилось, был разработан текст Евхаристического канона и порядок призывания Святого Духа на  Дары, необходимый во время совершения Литургии. С VIII  в. для совершения Евхаристической Жертвы в связи с осквернением престолов появилась необходимость в антиминсах (особый плат с изображением положения во гроб Христа, в который зашита частица мощей святого).


Источники:
Архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика. Часть 3. Божественная Литургия.
Малков П.Ю. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви. Глава 7.
«Об участии верных в Евхаристии».
Программа «Цитата из Библии».
 
Пресс-служба храма