А если звезда все-таки была?...


Эпизод с поклонением волхвов, от седой старины до современности являлся поводом астрологов и прочих предсказателей говорить о том, что их «профессия», освящена Божественным Откровением, а потому оправдана, и чуть ли не священна. Подобные дерзости не оставались без внимания Церкви, которая устами Св. Отцов давала достойный отпор шарлатанам всех мастей[1]. Самые резкие оценки заключаются в том, что некоторые из Св. Отцов говорят, что звезды, как таковой не было вовсе. Вспомните аналогичное явление схождения Св. Духа на Христа в виде голубя. Лишь духовным зрением, а не телесными очами мог видеть св. Иоанн Креститель этот знак Божией благодати. Есть смысл в том, чтобы отнести к подобному проявлению духовного, а не физического мира и Вифлеемскую Звезду. Такого мнения придерживаются Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский. Какого вида соображения лежат в основе подобного вывода. «Слыша о звезде, не думай, что она была из видимых нами» - пишет бл. Феофилакт, - «нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно, как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем[2], шла, когда шли волхвы, стояла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» [1, с. 47-48]. Однако, несмотря на торжество Христианства, достигнутое в средние века, рецидивы астрологической болезни, продолжались. И как не странно, чем дальше от востока, тем упорнее ставилась задача отыскать пресловутую Звезду. Так в 17 веке, знаменитый астроном Иоганн Кеплер, который по нищете подрабатывал составлением гороскопов(!), стал свидетелем редкого небесного явления - соединения планет Юпитера и Сатурна. В работе [3] это событие описывается как соединение двух светил в одно, на деле же это просто сближение между светилами в небе. Настоящее «слияние» происходит тогда, когда расстояние между светилами становится меньше чем разрешающая способность глаза. Если же одна планета действительно своим диском накладывается на диск другой планеты или звезды, тогда астрономы говорят о «покрытии» планеты (или звезды) А планетой В. Кеплер произвел вычисления, пытаясь найти подобное соединение, которое древние вавилонские астрономы могли бы счесть Звездой Иудейского Царя. И такое соединение нашлось. Впрочем, на Кеплере тема закрыта не была. Дискуссии между астрономами, занимающимися исторической астрометрией (т.е. наука определяющая положения небесных светил в их разные исторические эпохи)[3] продолжались.

В наше время астрономы и сотрудники планетариев (а на Западе каждый, уважающий себя планетарий покажет посетителям Вифлеемскую Звезду) разделились примерно на два лагеря. Представители первого лагеря придерживаются ставшей традиционной и еще до недавнего времени никем не оспариваемой точки зрения. Вычисления Кеплера были повторены с учетом более современных и точных методик[5]. Эти вычисления предложили в качестве «Звезды» соединение Юпитера и Сатурна, с близким нахождением от них Марса, происшедшее 22 мая 7 г. до н.э. когда Юпитер и Сатурн находились в пределах одного градуса друг от друга на границе Водолея и Рыб. Два гиганта планетного мира одновременно вступающие в созвездие Рыб, сам знак которого стал символом Христианства, без сомнения впечатляет сентиментальных астрономов! Однако градус это слишком много, чтобы соединение называлось «звездой»! Для справки: диск Луны - 0,5 градуса. Было предложено другое соединение: Венера-Юпитер [6], состоявшееся 8 мая 6 г. до н.э., однако, уже годом позже Swift, J. справедливо обратил внимание на то, что это соединение быстро распадается и не может быть звездой.[7]. Дело в том, что повествование о волхвах распадается на историю двух звезд, одна из которых была видна «на востоке» (Мф. 2, 2), т.е. когда волхвы были в своем родном Вавилоне. Другую они  увидели вновь в Иерусалиме, и «Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою» (Мф. 2, 10). Венера «летит» по небу со скоростью более 1,5 градуса за сутки! Те. Соединение 8.5.6 г. до н.э. не может быть Вифлеемской Звездой  до путешествия в Иерусалим, и той же Звездой на пути от Иерусалима в Вифлеем. Таким образом, до 1968 г. у Кеплеровского решения не было в астрономии конкурентов.

Новое решение, привлекшее к себе сразу множество сторонников, появилось в виде двух соединений Венера - Юпитер! Первое очень плотное (4,3’)[4] 12 марта 3 г. до н.э. - это в 60 раз меньше, чем кеплеровское сближение! На таком расстоянии столь яркие объекты, как Венера и Юпитер превращаются в один объект. Второе соединение еще более плотное - (0,5’) 17 июня 2 г. до н. э., т.е. - 30``, а это неразличимое расстояние. Тогда возник естественный вопрос, что делать с датой смерти Ирода, который, согласно Иосифу Флавию умер во время лунного затмения, которое наблюдалось в Иерихоне, резиденции кровожадного царя. До недавнего времени в качестве единственного варианта рассматривалось лунное затмение 13 марта 4 года до н. э. Были однако предложены новые варианты пригодного для определения даты Рождества «затмения для Ирода» такие как 10 января 1 г. до н. э. Эта дата, однако встретила серьезные возражения, особенно в среде сторонников традиционной кеплеровской концепции[5]. Но Дж.П.Пратт предложил и обосновал новую, совершенно удивившую всех дату затмения «для Ирода»: 29 декабря 1 г. до н. э., тем самым вплотную приблизив эту дату к празднуемому ныне 2000-му Рождеству[6]. Дискуссия продолжается и поныне.

Заключение. Звезды всегда казались людям символами высокого и чистого. Иногда говорят, что евреи недоверчиво относились и к звездочетам, и вообще к «звездной теме». Однако национальный герой евреев, попытавшийся взять на себя функции Мессии-вождя, взял себе имя Бар-Кохба, что значит «сын Звезды»[12, с. 9].

Бог открывается каждому человеку в соответствии с душевными и жизненными установками человека. Пастухам, которые еще со времен Каина и Авеля были любимы Богом, весть о Рождестве превечного пришла в виде пения ангелов. Звездочетам - в виде Звезды.

В наши годы, когда мы стали свидетелями скандального фиаско в вопросах применения астрономических данных в истории[7], остается радоваться, что доводы святителя Иоанна Златоустого и блаженного Феофилакта не забыты. Подобно тому, как в истории из-за маленького звездного каталога «Альмагест», произошел конфуз, не оконфузиться бы и современным астрономам.

И хотя астрологи не оставляют своих попыток построить «гороскопы», то на Иоанна Крестителя, то на Иисуса Христа, Рождество было и остается прекрасным христианским праздником. Волхвы и звезда - его неизменные атрибуты. Вифлиемская Звезда словно разделяет людей на тех, для кого Христос - человек, и кто думает, что звезды определили рождение «великого человека», и на тех, для кого Христос- Бог, повелевший звездам встретить Себя и ознаменовать свое воплощение. И здесь, как и во многих других местах человеческого бытия, возникает лейтмотив «Мните ли, яко мир приидох дати на землю, ни, глаголю вам, но разделение (Лк. 12:51).

1. Горский А.В. История Евангельская и Церкви Апостольской. СПб, 1999, репринт с изд. 1883 г.
2. Протоевангелие Иакова. в кн. Апокрифы древних христиан. Изд-во «Мысль». М. 1989. с. 101-129.
3. Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Изд-во «Сатис». СПб. 1995.
4. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Изд-во Московской Патриархии 1993, беседы 6, 7 и 8. с. 60 - 89.
5. Burke-Gaffney, W. 1937, J. Roy. Astr. Soc. Canada, 31, 417.
6. Stockwell, J. M. 1892, Astr. J., 12, 124.
7. Swift, J. 1893, Astr. & Astr., 12, 105.
8. Sinnott, R. W. 1968, Sky & Telescope, 36, 384 
9. Mosley, J. the Planetarian, 3, 1981; 1987,
10. John P. Pratt, the Planetarian , no. 4, Дек. 1990, pp. 8-14.
11. История и антиистория. Критика «новой хронологии» академика А.Т. Фоменко. Изд-во «Языки русской культуры». М. 2000.
12. М. Скабалланович Рождество Христово. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1995.

 Протоиерей Георгий Белодуров (текст написан в начале 2000-х)

 


[1] «Если Христос родился по астрологическим законам, то как же Он истребил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение, и ниспроверг всякого рода волхвование?» - справедливо негодует св. Иоанн Златоуст [4, с. 60] 

[2] О яркости звезды сказано в Протоевангелии от Иакова: «мы видели звезду большую, сиявшую среди звезд и помрачившую их, так что они почти не были заметны, и так мы узнали, что родился царь Израиля, и пришли преклонится перед Ним» [2, с. 125-126].

[3]Надо сказать, что небесная механика, т.е. наука о том, как расчитать положения планет, комет или астероидов, не без основания считается жемчужиной в букете человеческих научных достижений. За всю историю небесной механики рна не допустила ни единого(!) знчительного сбоя или ошибки

[4] Значок ‘ означает угловую минуту, которая равна 1/ 60 части градуса

[5] Луна 10.01.1 г. до н.э. заканчивает полную фазу затмения поднявшись над линией горизонта лишь на 3 градуса, а значит будет зарыта горами, прикрывающими долину Иордана , где расположен Иерихон, с востока.

[6] Напомним, что дата Рождества, т.е. начала Новой Эры установлена скифским монахом Дионисием Малым

[7] Имеется в виду «новая хронология» А.Т. Фоменко. См. [11]