«Вклад Афанасия Великого, великих каппадокийцев и Иоанна Златоуста в решение современных им богословских проблем и воцерковление византийского общества»


Введение. Святые отцы, оказавшие решающее влияние на христианизацию современного им византийского общества, трудились в переломную для христианской Церкви эпоху. IV век – изнурительный и непростой процесс духовного преобразования античного общества,  душевного строя античного человека; период христианизации греческой культуры в контексте борьбы эллинизма с христианством (1). На фоне непростого положения Церкви в государстве, происходит активная борьба церковных мужей с ересями, богословское творчество иерархов с обоснованием терминологической истинности христианства утверждает правоту Церкви в изложении Христова учения. В связи с этим, на основании жизнеописания и творчества святителей Афанасия Великого, великих каппадокийцев и Иоанна Златоуста, трудившихся и просиявших в четвертом веке, нам необходимо увидеть тот ценнейший вклад, который послужил главному делу архипастырей – воцерковлению общества, боримого религиозными сомнениями и спорами между  арианской, новоникейской и староникейской формулировками исповедания веры.

Жизнеописание и творчество святителей. Свидетельств о жизни святителей существует  немало, но к достоверным и наиболее полным и убедительным относят свидетельства самих святых, их современников, а также обобщающие исследовательские труды современных ученых.

Будущий святитель Афанасий родился в Александрии в конце третьего века. Детство его проходило в условиях жестоких преследований христиан. О его хорошем образовании свидетельствуют цитаты известных философов в его трудах.  Огромно было значение для Афанасия Священного Писания, влияние в юные годы Оригена, воздействие примера монашеского послушания по образцу прп. Антония Великого. Святитель Афанасий был посвящен в епископы в первой половине четвертого века. Всю жизнь он твердо отстаивал единосущие трех Божественных Лиц и боролся с арианской ересью. Он  отказался от восстановления  Ария в общении с Александрийской церковью, отстаивая никейское определение без поправок и оговорок Ария (2).  В 330 гг. против святителя ведется антиникейская и проарианская борьба бесстыдными и клеветническими способами; в 330 г. он посылает пасхальное письмо к пастве, объясняя свое укрытие от атаки еретиков; затем начинает открыто выступать в Александрии. Несмотря на продолжающиеся доносы и клевету, святитель обращал к пастве свое слово. В 335 г. Тирский собор низверг Афанасия, наложив территориальные прещения. (3) Только в 340 г. Римский папа Юлий принимает Афанасия в евхаристическое общение и полностью оправдывает. В 341 г. на Антиохийском соборе после отклонения большинством прямой формы «единосущия», возникли серьезные разногласия между восточными и западными церквями. Собором в Сердике (София) в 342–343 гг. был достигнут компромисс, в результате которого Восток принял святителя Афанасия в общение. После осуждения Миланским собором Афанасий бежит в пустыню к друзьям-монахам, где пишет серию памфлетов против императора, а также свои богословские труды и житие прп. Антония. В 360 г. святитель объединяет усилия с епископом Анкирским Василием в борьбе за никейскую веру, считая причиной споров лишь словесные формулы (4). Максимально приблизился святитель к победе Православия, но не дожил до нее. Труды свт. Афанасия многогранны – это апологетические сочинения: «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Слова», догматико-полемические сочинения (в опровержение арианства), историко-полемические (в оправдание самого себя), «Послание к монахам, или истории ариан»; экзегетические (фрагменты толкований на псалмы, Ев. от Мф. и Лк.); аскетические, пасхальные письма.

«Великие каппадокийцы» - святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский продолжили и приумножили труды свт. Афанасия в деле служения Церкви. Они отстаивали терминологию Бога Троицы, основанную на живом опыте церковной жизни, богообщении, созерцании. Василий Великий и Григорий Нисский – два родных брата, принадлежавших греческой аристократической семье, супружеская чета которой отличалась особенными добродетелями, которым были научены и их чада. Первые духовные познания Василий получил от бабушки Макрины, а Григорий от сестры и родного брата Василия, в последствие посвятившего его в сан епископа. Оба, по настоянию отца, получили блестящее образование, послужившее им орудием в борьбе с ересями. Обучаясь в Афинах, Василий сближается с Григорием Богословом, в основание дружбы которых были положены любомудрие и руководство христианским призванием. Они знали только две дороги: в храм и к учителям. Все три отца-каппадокийца родились  в Каппадокии в 30-х годах четвертого века и приняли епископский сан во второй его половине.  Григорий Богослов происходил из семьи канонизированных в последствие святых, – это был ребенок, рожденный по обету, и предизбранию Божию. Христианскому воспитанию будущего святителя способствовало чтение книг, общение с «добродетельными мужами», но в особенности мистические соприкосновения с Божественной реальностью в ночных видениях. В юном возрасте Григорий получил блестящее образование и Божественное просвещение (5).

Василий посетил монашеские центры Сирии и Египта, и, вернувшись на родину, выбрал уединенное место для подвижнических трудов, к которым присоединился Григорий Богослов. Друзья сочетали здесь чтение Священного Писания, богомыслие и изучение экзегетического наследия Оригена с физическим трудом. Вскоре Василий устроил здесь общежительные общины. Плодом отшельничества Василия Великого стало составление сборника фрагментов из сочинений Оригена «Филокалия» и «Монашеских правил», отвечающих на запросы насельников основанных им общин. Василий Великий оказал миротворческое влияние на  единомыслие с Западной церковью, на монашескую жизнь, общественное служение и литургическую деятельность (чин литургии) (6). Григорий Нисский вступил на подвиг открытой борьбы с врагами истины Христовой посредством писательской богословской деятельности, считая себя обязанным продолжить дело умершего брата. Он пишет опровержение апологии Евномия «аномейству», выпускает ряд трудов, в которых излагается православное учение о святой Троице («Большой Катехизис», «К Авлалию о том, что не три Бога», «К эллинам на основании общих понятий», «Слово о Святом Духе против македониан (духоборцев)» и др.) Он был одним из активнейших участников II Вселенского Собора, на котором произнес слово о божестве Св. Духа. По версии Никифора Каллиста, при составлении Никео-Контантинополъского Символа веры именно свт. Григорий дополнил Никейский Символ веры словами о равночестии и сопрославлении Св. Духа с Отцом и Сыном. (7).

Отцы-каппадокийцы внесли ясность в терминологию Бога Троицы, разъяснив термины «сущность», «ипостась», «лицо». Их главная роль в том, что они завершили с богословской точки зрения осмысление догмата о Святой Троице и установили окончательную троичную терминологию, завершив тринитарные споры, возникшие в IV веке вокруг понятия «единосущный». Отцы развели два понятия – «сущность» и «ипостась», где под «сущностью» понимается все общее для трех Лиц Святой Троицы, а под «ипостасью» - индивидуальную неповторимость каждого Лица, причем они отождествили «ипостась» и «лицо», и ввели новое понятие личности - Бог Один, но в трех Лицах, - Единый Бог имеет конкретное личностное существование. Важнейшей заслугой отцов-каппадокийцев стало объяснение возможности соединения в одном связном исповедании единства и троичности Божества (8). Среди их трудов можно выделить догматические, нравственные, аскетические творения, беседы, проповеди и письма.

Иоанн Златоуст родился в Антиохии в середине четвертого века. Он отличался высокой культурой по причине знатного происхождения и всестороннего образования, прекрасными данными ритора и оратора. Еще в родительском доме он предается аскетическим подвигам, а по смерти матери удаляется в монастырь и несколько лет проводит в пустыне. По возвращении он полагается в пресвитера. Служение в Антиохии сопровождалось молитвенными чудесами святителя, а также его проповедями и богословскими трудами, в которых он призывал удерживаться от осуждения инакомыслящих в слове «О проклятии и анафеме». Силу христианства видел он в кротости и терпении, а суровость призывал проявлять к самому себе, но не к другим. Возглавляя Константинопольскую кафедру, он пас и учил верующих, потому был озадачен нравственным перевоспитанием общества. По клевете Иоанн был низложен и отправлен в короткую ссылку, но волнение не прекращалось, и позже Златоуст был изгнан в ссылку вторично, где по дороге почил, не вынеся тяжести пути. Только после смерти св. Иоанна приговор несправедливого собора был отменен общим свидетельством церкви, и его благочестивое имя было восстановлено. За учение о Евхаристии, как о таинстве и жертве, Златоуста называют «евхаристическим учителем». Златоуст ревновал о том, чтобы христиане понимали и исполняли истины веры как истины жизни, в которой раскрываются заповеди Божии. В своем богословском исповедании он руководствуется словами апостола Павла на проповедь о Христе и спасении. Его «евангелизм» имеет догматический смысл, где вся жизнь связана для него с образом Христа, как Первосвященника и Агнца. Обязательным источником вероучения и нравственного назидания Иоанн считал Писание. Толкования Златоуста на Новый Завет принадлежат к лучшим среди его творений (9).

Заключение. В IV в. Церковь воспринимает на себя задачу христианизации, в сильнейшей борьбе отстаивая Слово Божие, способствуя воцерковлению византийского общества. Активную борьбу по отстаиванию истины в терминологических спорах ключевую роль сыграли свт. Афанасий Великий, его продолжатели - каппадокийские отцы, а также свт. Иоанн Златоуст, во многом способствовавший нравственной христианской закваске общин. Все иерархи отличались особым Божиим избранничеством, аскетическими склонностями и любомудрием. Они являли своей пастве пример воплощенного в жизни евангельского идеала, отличались особыми делами милосердия и благотворительности, старались направить все силы на созидательную работу – перерождение от нерадения и беспечности христианского мира к соответствию евангельскому образу. 

Тринитарное Богословие великих каппадокийцев имеет особое вселенское значение, поскольку  оно выражает и утверждает непременную, глубоко библейскую и спасительную веру Церкви, хранимую апостольским Преданием. Святые отцы каппадокийцы совершенствуют формулировку церковной веры, определенную I-м Вселенским Собором, они отстаивали истину троичности, в связи с отсутствием твердых терминов для закрепления реальности бытия Трех Лиц Божества. Разрешая богословскую проблему современности, они объяснили возможность соединения в одном связном исповедании единства и троичности: 1. понятия «сущности» и «ипостаси», выражаемые троичность Лиц и единство бытия Божия, принимают специфически богословский категориальный статус, 2. создается единое исповедание таинства Пресвятой Троицы, при помощи выразительных средств человеческого языка, но насколько возможно всецело направленное к Богу-Творцу, запредельному всякой тварности. Тем самым отцам каппадокийцам удалось создать классическое «богословие», (в отличие от «домостроительства») - свидетельство о Боге в Его «собственном» бытии, вне зависимости от бытия мира. (8).


 Источники:

(1) Георгий Флоровский, прот. Восточные отцы IV века. Основные черты Богословской жизни IV века.

(2) А. Л. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.

(3) Карташев А.В. Вселенские Соборы. I Вселенский собор в Никее 325 г.

(4) А. Л. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. III. Арианские споры после Никейского Собора. Православная энциклопедия. 

(5) Дополнение о жизни и учении свт. Григория Богослова [Учебный ресурс].

(6) Василий Великий, святитель архиепископ Кессарийский (Каппадокийский) [Учебный ресурс]. 

(7) А.Р.Фокин. «Григорий еп. Нисский» (статья) 

(8) Православная энциклопедия. Бог./электронный ресурс/.

(9) Георгий Флоровский, прот. Восточные отцы IV в. Глава «Св. Иоанн Златоуст».

 

Пресс-служба храма