Правда Божия, ее соотношение с любовью


Правда Божия свята и непреложна.  Ее начало есть Сам Создатель. Он всегда прав, истинно правдив. Правдив по Своей божественной святости, праведен по Своему естеству. Правда, как имя Божие, есть высшая нравственная истина. «Правда Божия есть существенное свойство Божие; словесное или образное отображение чего-либо, соответствующее действительности; то, что исполнено истины; справедливость». Высшая Правда есть высочайшее благо, всегда созидающее высшую Справедливость, которая сопровождается проявлением безграничных совершенств Божиих: Премудростью, Любовью, Милосердием, Долготерпением, Добротой, Благостью, Спасением. Подтверждение этому мы находим у апостола Павла: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8).  Божие дары - это тоже проявление Его Правды. Наивысший дар Бога человеку – спасение, посредством Боговоплощения, распятия, смети и воскресения. По словам епископа Кассиана Безобразова, в этом деле спасения падшего человека, правда Божия открывается нам в полноте высшего нравственного добра, путем веры в воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа: «Явилась правда Божия… через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:21-22).

Святая Правда Божия предполагает и во всех уверовавших исполнение Своей правды - жизни добродетельной, святой, основанной на данном Богом нравственном Законе. Поскольку Божий Закон неотделим от Его Правосудия, Бог необходимо употребляет свое всемогущество – награждает или наказывает, - проявляя тем самым высочайшую Правду и Справедливость. Здесь Его Правда выступает в двух аспектах: правда законодательная и мздовоздаятельная или правосудие: «Он един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити» (Иак. 4:12). Ко спасению ведет путь богоуподобления, и Бог, основывая нравственные ориентиры для человека, имел целью настроить его на жизнь святую, богоподобную: «будьте и вы совершенны, как и Отец ваш небесный совершен»  (Мф. 5:48). Законы Ветхозаветный и Новозаветный – законы богооткровенные, но есть естественный, написанный в сердцах: «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15).  Бог, как Праведный Судья, в вечности установил такой закон, по которому правду и добро увенчает блаженство, а зло и порок будут преданы мучению. 

Дело спасения человека – это Правда Божия, основанная на истинной любви Бога к своему творению. Сразу по грехопадении появилась необходимость Божественного снисхождения к падшему человеку, божественной икономии (промысле, искуплении, спасении). Повреждение природы человека, отягощение грехами воздвигло преграду между Богом и его любимым творением, в котором теперь смешалось доброе и злое, и естественный внутренний закон совести заглушен. Божественная Святая Любовь, Которой   чуждо всякое зло, использует особые действия Всеблагого Промысла для ограничения зла и торжества добра, чтобы, таким образом, посредством Своего Правосудия, исключительно по любви и милости к гибнущему человеку, указать правильный и единственный путь ко спасению, к обретению потерянного богообщения: « очи Господни (обращены) на праведныя, и уши Его в молитву их; лице же Господне на творящие злая, еже поmpeбumu их от земли» (1 Пет. 3:12), «Дворы праведных Им благословляются» (Притч. 3:33), а «Ha нечестивых пребывает гнев божий» (Ин. 3:36), и «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10).

Бог весь есть Любовь, милость и благость. Божественная всеблагая любовь всегда действует в божественной правде, желающей всем спасения, «ибо Он хочет всем спастись и в разум истины придти» (1 Тим. 2:4).  Величие Божественной любви открылось нам в страдании и смерти Христовой за душу каждого падшего грешного человека: «Не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10). Правда Божия всегда сопровождается любовью, даже если нам кажется, что это не так, поскольку правда без участия любви бывает невыносимой (своим отчуждением) или жестокой (своими разрушениями и страданиями). Любовь без правды не может быть полной и истинной, как солнце, не согревающее и не испускающее лучей на творения Божии. 


Источники:

1. Православная энциклопедия «Азбука веры».// http://azbyka.ru/ikonomiya//  http://azbyka.ru/pravda.

2. Священник Николай Малиновский. Очерк православного догматического богословия // 18. Свойства существа Божия как Духа. Б. Воля Божия и ее свойства 4. Правда Божия. 

3. Протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Часть вторая. О Боге в Самом Себе. Раздел I. О Боге, едином в существе. 2.3.3.  Катафатические свойства Божии.

4. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Часть 1. Глава IX. Божественные свойства и их именования.  

5. Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни. Правда – совокупность добродетелей. //http://azbyka.ru/otechnik/prochee/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/79_2

Пресс-служба храма